Свежие комментарии

  • алексей Параскевопулос
    Не Австрия а Австралия.Писатель де Кошко...
  • олег олейник
    Вот тогда и посмотрим , как Европа будет печалится за Украину или как за Польшу в 1939 году , когда на неё напали нем...Военный эксперт К...
  • Марина (фурцева)
    Крымчане сразу после распада СССР начали свою борьбу, когда Ельцин взмахом руки отдал Крым украинскому кравчуку. П...Политолог Юхин ра...

Димитрис Ботинис: Дирижер должен чувствовать «температуру» оркестра

Димитрис Ботинис: Дирижер должен чувствовать «температуру» оркестра

Дирижер Димитрис Ботинис рассказал ФАН о тонкостях профессии руководителя симфонического оркестра и раскрыл амбициозные планы.

Дирижер Димитрис Ботинис стал одним из лауреатов премии президента России для молодых деятелей культуры. Событие попало в выпуски новостей на федеральных телеканалах и несомненно сработало на популярность участников статусного мероприятия в Кремле.

О тонкостях профессии руководителя симфонического оркестра, особой атмосфере Санкт-Петербурга и амбициозных планах артист рассказал в интервью ФАН.

Димитрис Ботинис: Дирижер должен чувствовать «температуру» оркестра

«Я был готов к самостоятельной работе во главе коллектива»

— Одним из первых с наградой вас поздравил коллектив Северо-Кавказской филармонии, где вы работаете в качестве главного дирижера симфонического оркестра. Получить в распоряжение собственный коллектив в 29 лет — это подарок судьбы или закономерность в вашем случае?

— Можно по-разному посмотреть на этот вопрос. Но однозначно, что это очень важно для дирижера. Я очень благодарен Северо-Кавказской государственной филармонии им. В.И. Сафонова за совместное творчество все эти годы.

Сотрудничество с коллективом началось за три года до того, как я стал с ним работать на постоянной основе. Первые выступления с оркестром состоялись в 2012 году — практически сразу же после того, как я победил на Первом Всероссийском музыкальном конкурсе, где дебютировала номинация оперно-симфонического дирижирования.

Санкт-Петербургский Дом музыки, у которого есть сезонный абонемент из пяти концертов симфонического оркестра Северо-Кавказской филармонии, проявил ко мне интерес и предложил принять участие в популярном цикле «Музыка звезд». В Кисловодске, где базируется коллектив, я начал появляться каждый год. И, наконец, в 2015 году я показал с оркестром подряд две программы, которые в итоге и определили мою дальнейшую творческую судьбу, крепко связав с оркестром Северо-Кавказской филармонии.

— Не сомневались в себе, ведь дирижер — это «взрослая» профессия, а вы были «неприлично» молоды?

— На тот момент за плечами у меня был опыт четырехлетней работы в качестве ассистента в оркестре Московской филармонии. И мне кажется, что предложение возглавить симфонический оркестр Северо-Кавказской филармонии подоспело как раз вовремя. Я чувствовал, что готов к самостоятельной работе во главе коллектива.

Творческая жизнь у дирижера начинается в тот момент, когда у него в руках появляется собственный «инструмент» — оркестр, с которым он может постоянно работать и играть ту музыку, которая нравится, которую хочется сыграть так, как слышишь и понимаешь только ты.

— Какая музыка исполнялась в первых совместных выступлениях?

— Я прекрасно помню программы тех двух концертов, которые стали прологом к моей работе с оркестром Северо-Кавказской филармонии в качестве главного дирижера. В одной программе была Третья «Героическая» симфония Бетховена, а в другой Первая симфония Рахманинова. А на первых концертах, уже в должности постоянного руководителя коллектива, я дирижировал симфониями Чайковского. С тех пор мы дали более сотни симфонических концертов и это при том, что я провожу в Кисловодске каждый год где-то треть сезона.

Объем работы мы проделали огромный. Чтобы вы представляли, о чем я говорю, скажу, что мы среди многого другого сыграли все симфонии Бетховена, Брамса, Шумана, Чайковского, Рахманинова. Скоро этот список пополнит Сибелиус.

Кроме того, за пять с половиной лет сотрудничества с оркестром я выпустил три новых оперных спектакля: «Cosi fan tuttе» («Так поступают все женщины») Моцарта, «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Кармен» Бизе. Список продолжит «Пиковая дама» Чайковского, премьера которой состоится в июле.

Димитрис Ботинис: Дирижер должен чувствовать «температуру» оркестра

«Иногда дирижеры доходят до крайностей»

— Репертуар роскошный и требует высокого уровня профессиональной подготовки музыкантов. Кто играет в вашем коллективе?

— Во многих региональных оркестрах происходит перманентная ротация кадров. Пришедшие в коллектив молодые артисты, вчерашние выпускники консерваторий, набираются опыта, мечтая работать в столичных коллективах, где кратно выше зарплаты. Мне нравится работать с молодыми музыкантами. Но в коллективе есть и «костяк» опытных артистов, много лет играющих в оркестре. Тем не менее из того репертуара, который я делаю с оркестром, есть очень много музыки, которую этот «костяк» тоже никогда играл. Например, большинство симфоний Сибелиуса.

— Статус приглашенного дирижера предполагает работу с колес? Можно ли за считанное количество репетиций с неизвестными тебе музыкантами выучить, например, симфонию Малера или Брукнера?

— Смотря с каким оркестром. Но вообще, две репетиции для таких масштабных произведений, это конечно мало. Лучше иметь как минимум 4-5 репетиций. Но опять же, очень многое зависит от того, играл или нет оркестр это произведение, если да, то как давно. Будет ли проведена какая-то подготовка, например групповые или общие репетиции с ассистентом дирижера до начала репетиций с приглашенным дирижером.

Как правило, если произведение очень сложное и масштабное, так и происходит, а приезжающему за несколько дней до концерта дирижеру остается только показать свою интерпретацию материала.

— Не превращается ли концерт классической музыки в шоу со звездой?

— Я бы не был столь категоричным. Но истинное творчество достижимо в том случае, если дирижер работает с оркестром на постоянной основе. Только в этом случае между руководителем и коллективом возникает «химия», обоюдное понимание.

— Как вы думаете, ситуация, обыгранная в гениальном фильме «Репетиция оркестра», в сегодняшних реалиях возможна? Конечно, Феллини прибегает к гротеску, но все же, дирижер может опасаться бунта оркестрантов?

— В своем фильме Феллини показал оркестр как модель общества в целом. Идея уходит далеко за рамки самого оркестра. Может случиться так, что между оркестром и дирижером не сложилась нужная для творчества атмосфера. Дальше уже зависит от степени проблематичности ситуации.

Но вообще, взаимоотношения дирижера и оркестра — это серьезная и деликатная тема. Очевидно, что обе стороны стремятся к высокому творческому результату. Дирижер должен создать такую атмосферу, при которой музыкантам хотелось бы творить, чтобы репетиционный процесс не был мучительным. Но при этом всем нужно, чтобы результат был достигнут. Это сложно!

Иногда дирижеры доходят до крайностей: одни заигрывают с оркестром, другие мучают оркестр. И то и другое считаю не нужным. Поэтому дирижер должен быть еще и психологом. Он должен всегда чувствовать «температуру» оркестра и понимать, что и как сказать, когда лучше промолчать...

Димитрис Ботинис: Дирижер должен чувствовать «температуру» оркестра

«Маэстро Симонов называл меня своим музыкальным внуком»

— Вашим главным педагогом стал народный артист СССР Юрий Симонов, у которого вы учились в консерватории Санкт-Петербурга. Как вы нашли друг друга?

— Я познакомился с Юрием Ивановичем еще до моего поступления к нему в класс в консерватории Петербурга. Встретились в Будапеште на его мастер-классах — мне было тогда 16 лет. Более того, первые уроки дирижирования я брал у своего отца, а его наставником в Московской консерватории, в свою очередь, был Симонов.

Маэстро потом называл меня своим музыкальным внуком, поэтому я целенаправленно поступал в Петербургскую консерваторию. В этом вузе ко всему прочему у студентов-дирижеров была уникальная возможность в процессе учебы вставать за пульт «живого» симфонического оркестра и получать полноценную профессиональную практику.

Я сразу полюбил Санкт-Петербург, проникся его особой творческой атмосферой. Курсируя между консерваторией и ведущими концертными залами, я испытывал восторг от увиденных архитектурных шедевров. Правильный эмоциональный настрой очень важен в дирижерской профессии.

— В 2010 году вы дирижировали в оперном театре Санкт-Петербургской консерватории «Иолантой» Чайковского. Вы мечтаете продирижировать музыкальным спектаклем в известном театре и каким?

— Я часто дирижирую операми в Северо-Кавказской филармонии, но для дебюта в другом театре я выбрал бы одну из тех 13 опер, которые на данный момент есть в моем репертуаре и идут на сцене исторического зала филармонии в Кисловодске. Например, «Кармен» Бизе, «Паяцы» Леонкавалло, «Тоска» Пуччини, «Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова…вот неполный перечень. А в будущем я бы также очень хотел дирижировать операми Вагнера и Рихарда Штрауса.

— Как вы думаете, получение премии президента страны повлияет положительно на реализацию ваших масштабных и амбициозных планов?

— В последнее время работы у меня очень много — ежегодно получается порядка 50-60 выступлений. Но важно не количество концертов, а их качество и значимость. Поэтому для меня получение премии президента РФ означает, что путь, который я выбрал, цели, которые себе поставил, творческие принципы и убеждения, которые у меня есть, скорее всего, имеют верную направленность. Что нужно еще больше и лучше работать, развиваться дальше и продолжать служить искусству всей душой и сердцем.

Димитрис Ботинис: Дирижер должен чувствовать «температуру» оркестра

Досье

Димитрис Ботинис родился в Москве в семье музыкантов. Детство и юность дирижера прошли в Греции. В возрасте 5 лет он начал обучаться игре на скрипке, затем — на альте. Профессиональное музыкальное образование артист получил в Муниципальной консерватории города Патры, которую окончил с отличием по классу скрипки.

Первые уроки дирижирования Ботинис начал брать в 14 лет у своего отца. Затем последовало обучение в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которую Димитрис с отличием окончил по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в 2011 году (класс Юрия Симонова). В том же году начал работать ассистентом дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер — Ю. Симонов), а с 2021 занимает должность дирижера.

Димитрис Ботинис активно концертирует, выступая с ведущими российскими коллективами. В 2012 году состоялся дебют дирижера с оркестром Мариинского театра.

В ноябре 2014 года провел первый «тестовый» симфонический концерт в истории нового столичного зала — концертного зала имени Сергея Рахманинова «Филармонии-2». С 2015 года является главным дирижером Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской Государственной филармонии имени В.И. Сафонова.

Музыкант успешно гастролирует за рубежом, выступает с различными оркестрами в странах Европы и Азии.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх